Рюкзак-самолет и сапоги-скороходы

Пытливый человеческий ум веками решает мучительные проблемы: как бы взлететь, да повыше; и прыгнуть, да подальше?
Ракетный ранец компании Bell Aerosystems
Ракетный ранец компании Bell Aerosystems
Идея персонального ракетного двигателя привлекла поначалу писателей-фантастов. Особую известность приобрел Бак Роджерс (Buck Rogers) — герой незатейливых историй, к концу 1940-х добравшийся и до киноэкранов. Устройство выглядело занятно, но казалось совсем не реалистичным. 

Видимо, о том как переместить идею реактивного пояса в область конкретной инженерной мысли, стали задумываться в годы Второй мировой войны сотрудники Вернера фон Брауна (Wernher von Braun, 1912–1977). Один из них по имени Томас Мур (Thomas Moore) даже сумел в 1952 году очаровать своими проектами Пентагон, и тот выделил ему $25 тыс. на создание «реактивного жилета», работающего на перекиси водорода. Принцип действия жилета в том, что подающаяся под давлением в газогенератор жидкая перекись водорода, взаимодействуя с серебряным катализатором, разлагается на кислород и воду с повышением температуры до 740° и увеличением объема в 5000 раз за 100 мкс. Образовавшийся газ вырывается из сопла, создавая реактивную тягу.

Куда сложнее оказалось управлять полетом человека с надетым на него адским жилетом. Предложенная Муром система регулирования соплами изменения направления, и, что главное, стабилизации полета оказалась крайне неэффективной. Опытный образец жилета смог лишь приподнять испытателя над землей на метр на три секунды. Военные загрустили по поводу впустую потраченных денег и прервали какие бы то ни было отношения с Томасом Муром.

Дело Мура продолжил его однофамилец, Венделл Мур (Wendell F. Moore), работавший в компании Белл Аэросистемс (Bell Aerosystems) инженером-ракетчиком. В середине 50-х годов ему удалось убедить руководство компании в том, что разработка ракетного ранца, даже если ее в настоящий момент никто и не финансирует, способна в будущем принести изрядную прибыль. И вместе с небольшой группой энтузиастов он начал доводить до ума конструкцию, в общих чертах повторявшую «реактивный жилет» своего однофамильца и получившую название «реактивный пояс Белла» (Bell rocket belt). В ней также использовался двигатель на перекиси водорода и два сопла, отклонением которых задавалось направление полета. 

На потеху президенту

Испытания проходили в ангаре и сильно смахивали на отработку цирковыми артистами рекордного трюка. Пилот с надетым на него опытным образцом, сваренным из металлических труб, во избежание неприятных последствий привязывался страховочным тросом к бетонной платформе. Почти год, экспериментируя с расположением сопл относительно центра тяжести конструкции, инженеры добивались стабильного зависания на небольшой высоте без кувырков, кульбитов и штопоров. Все это проделывалось на низких мощностях двигателя. Еще через два года наконец-то удалось добиться некого подобия полета.

И в 1960 году Министерство обороны США (US Deparment of Defense), не утратившее интерес к индивидуальному реактивному аппарату, который позволил бы десантникам с легкостью преодолевать минные поля, форсировать реки и взлетать на горные вершины, заключило с компанией Белл Аэросистемс контракт на разработку «Малого ракетного подъёмного устройства» (Small Rocket Lift Device, SRLD).

Через полгода SRLD был готов. Двигатель, развивающий тягу в 125 кГ, и баллоны с топливом крепились к твердому стеклопластиковому корсету. Был и еще один баллон, с жидким азотом, который «выпихивал» перекись водорода в газогенератор. Пилот пристегивался к корсету ремнями. Угол и направление отклонения сопл задавалось при помощи рукоятки, напоминающей джойстик и расположенной на правом подплечном рычаге. Левой рукой пилот регулировал подачу перекиси водорода в двигатель.

Вся конструкция в заправленном виде весила 57 кг. За счет того, что двигатель выбрасывал раскаленный газ, на пилота надевался жаропрочный костюм с теплоизоляцией. Был и шлем. Во-первых, он использовался для безопасности полета. Во-вторых, спасал пилота от глухоты, поскольку двигатель пронзительно визжал, оказывая на уши пилота давление почти в 120 дБ. В-третьих, спасал от падения с большой высоты: за пять секунд до того, как должно было закончиться топливо, таймер начинал пищать, предупреждая пилота о необходимости снижения.

Управление реактивным ранцем осуществлялось следующим образом. В исходном положении пилот стоит на земле, сопла направлены вертикально вниз. Включается двигатель, пилот приподнимается над землей. Для полета вперед сопла отклоняются назад. При полете в обратном направлении — спиной вперед — сопла отклоняются вперед. При поворотах сопла отклоняются в разные стороны: одно вперед, другое назад. Угол подъема и приземления задается путем изменения тяги двигателя.

В общем, манипуляции были непростые, требовавшие от пилота отменной координации движений. А на первых порах, в период накопления опыта, необходима была и изрядная отвага. Первые пять полетов на SRLD совершил автор чудо-машины. Но на пятый раз случилась авария: лопнул страховочный трос, и Венделл Мур сломал ногу. Да так неудачно, что впоследствии он не смог подниматься в воздух в своей «реактивной ступе». Пилотом стал инженер Гарольд Грэм (Harold Graham), который вскоре достиг в управлении ранцем подлинного совершенства. Он научился летать по кругу и разворачиваться на месте, перелетал через ручьи, автомобили, десятиметровые холмы, летал между деревьями, вращался, зависнув над землей.

8 июня 1961 года SRLD был продемонстрирован заказчику. Через две недели Гарольд Грэм изумил служащих министерства обороны, когда во дворе Пентагона перелетел через легковую машину. Осенью Грэм, взлетев с катера и преодолев водную преграду, приземлился перед президентом США Джоном Кеннеди (John F Kennedy, 1917–1963) и молодцевато отдал ему честь. Изумлению президента не было предела. После чего, вместо запуска реактивного ранца в серийное производство, начались затяжные прямо-таки цирковые гастроли по городам США, Аргентины, Мексики, Канады, ФРГ, Франции. Еще один пилот компании «Белл Аэросистемс», Билл Сьютор в 1965 году снялся с реактивным ранцем в фильме о Джеймсе Бонде. Он же изумил зрителей церемонии открытия летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году, со страшным грохотом пролетев над трибунами стадиона и приземлившись перед ложей Рональда Рейгана (Ronald Reagan, 1911–2004).

Запуска SRLD в серийное производство не произошло по той простой причине, что при всей его эффектности на ярмарочной площади, он имел технические параметры, которые никак не могли удовлетворить военных. Максимальная продолжительность полета составляла 21 с, дальность — 120 м, скорость — 55 км/ч, высота — 10 м. За время полета расходовалось двадцатьлитров перекиси водорода. Ранец обслуживали пять техников. На обучение пилота необходимо было потратить уйму времени. Таким образом, армия США потратила $150 тыс. исключительно на то, чтобы пилоты Белл Аэросистемс колесили по свету, развлекая публику.

В 1995 году группа энтузиастов, в которую входили Брэд Баркер, Джо Райт, Ларри Стэнли и Дуг Малевики, создала усовершенствованную модель ранца. Практически не изменив конструкцию Венделла Мура, они использовали для строительства аппарата легкие сплавы и композитные материалы. При этом продолжительность полета возросла до 30 с, скорость — до 96 км/ч, а потолок до 30 м. Но очевидно, что и на таком ранце через Миссисипи не перелетишь и на небоскреб не поднимешься.Все выше стремим мы полет наших тел

Достигнутые результаты не охладили изобретательский зуд инженеров компании Белл Аэросистемс, а американские милитаристы не оставили мысль выиграть холодную войну при помощи нетривиального оружия. Распыл денег налогоплательщиков продолжился в 1965 году, когда Пентагон заказал новый ранец с турбореактивным двигателем, получивший название Jet Flying Belt. Главным конструктором вновь стал Венделл Мур, его помощником — специалист по газовым турбинам Джон Халберт (John K. Hulbert). На новый ранец был установлен специально для этой цели разработанный турбореактивный двигатель WR-19 с силой тяги 195 кГ и весом 31 кг, работающий на авиационном керосине.

В апреле 1969 года начались испытания Jet Flying Belt. Были достигнуты следующие показатели: скорость полета — 45 км/ч, продолжительность — 5 мин. Однако это был не предел. Мур утверждал, что на следующей стадии испытаний ранец будет работать с полной нагрузкой и сможет летать 25 мин со скоростью 135 км/ч.

А следующей стадии не было. В мае Мур внезапно умер, и работы по доводке Jet Flying Belt были свернуты. Конечно, разработку могли закончить и без главного конструктора. Но военные, проанализировав ситуацию, решили, что ранец чрезвычайно сложен, капризен в эксплуатации и тяжел, что ставит под угрозу жизнь пилота даже в мирное время. Впоследствии компания Белл продала Jet Flying Belt компании Williams вместе с патентами и технической документацией, и сейчас он мирно покоится в музее Williams Research Corp.

Но людей, мечтающих по-птичьи носиться в облаках, остановить невозможно. Периодически появляются сообщения о том, что сконструирован новый реактивный ранец с «феноменальными» характеристиками. Недавно, например, гражданин США Ричард Эррон объявил об испытании турбореактивного ранца Skywalker Jets с продолжительностью полета в пять минут. Изобретатель намерен наладить серийный выпуск этого чуда техники. Феноменальной у этого аппарата является лишь цена — $200 тыс.

Однако есть область человеческой деятельности, где реактивный ранец нашел применение. В 1990 году он был испытан на орбитальной станции «Мир» для перемещения и маневрирования космонавтов в открытом космосе. Ранее, в 1984 году, аналогичным устройством пользовались американские астронавты при полетах на шаттлах.Чому ж я не Кенга, чому не скакаю?

сапоги-скороходы, разработанные в Уфимском государственном авиационном техническом университете
сапоги-скороходы, разработанные в Уфимском государственном авиационном техническом университете
На протяжении нескольких лет российскую общественность регулярно информируют о том, что вскоре мы будем скакать по бездорожью с нечеловеческой скоростью. И помогут нам в этом сапоги-скороходы, разработанные в Уфимском государственном авиационном техническом университете. Суть изобретения состоит в том, что в каждый сапог, весящий 1,2 кг, вмонтирован поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Когда пешеход наступает на пятку, в каблуке поршень сжимает горючую смесь, она воспламеняется от искры, расширяющиеся пары толкают поршень в обратном направлении. И поршень толкает человека вверх-вперед. Без какого бы то ни было карданного вала! Приземляясь на другую пятку, пешеход получает второй мощный толчок.

В результате, как утверждает представляющий разработчиков Виктор Гордеев (в СМИ его по непонятным причинам частенько называют самородком, уникумом и изобретателем-одиночкой), пешеход несется вперед со скоростью до 50 км/ч, совершая прыжки по 5–7 м и экономя при этом до 70% мышечных усилий. Сапоги-скороходы весьма экономичны — на сто километров они расходуют поллитра бензина.

К сожалению, наше Министерство обороны не проявило к чудо-сапогам никакого интереса. Иначе как стратегической ошибкой назвать такую индифферентность нельзя. Ведь пехота, несущаяся по сжатому полю с нечеловеческой скоростью, способна полностью деморализовать неприятеля. И тогда уж можно пускать дорогостоящие танки.

Уже пять лет уфимцы пытаются наладить массовое производство бензиновых сапог. Они уже давно запатентованы. Давно испытана серия из пятнадцати опытных образцов. И даже название у них есть — «Сайгак» («Кенгуру» было бы точнее, но это непатриотично). Есть и ориентировочная цена — $400 за пару. Однако инвесторы, которые хотели бы вложить деньги в производство, все никак не находятся. И мы до сих пор ходим по необозримым просторам отечества, еле волоча ноги. Правда, можно ездить на автомобиле, мотоцикле, велосипеде или рассекать на роликах. Но это как-то банально.

Аналогичную идею, но в более эксцентричном исполнении, в конце 50-х годов пытались осуществить в США. Инженеры Thiokol Corp. Гарри Бурдетт и Александер Бор в 1958 году создали «прыжковый пояс», названный авторами «Кузнечиком». Принцип его действия таков. Человек надевает на пояс баллон со сжатым азотом. Азот через регулируемый клапан поступает в два небольших сопла, установленные вертикально. Газ, вырываясь из сопл, подбрасывает человека вверх на высоту до семи метров. Если при этом наклониться вперед, то вектор реактивной силы будет приложен так, что человек понесется огромными скачками со скоростью 50 км/ч. Авторы пытались продать «Кузнечик» военным, но он их не впечатлил.

Впоследствии Бурдетт и Бор экспериментировали с газогенератором, работающим на перекиси водорода. К счастью, эти эксперименты закончились без человеческих жертв и увечий. Не проявили интереса к «Кузнечику» и корпорации, выпускающие гражданскую продукцию. И это не удивительно, поскольку в те времена еще не существовало повального увлечения экстремальными видами спорта.   
автор: Владимир Тучков
Кроме того...
Короткие замыкания в небесной канцелярии
По официальной статистике...
  • Текущие обсуждения статей
Бионическая рука-протез
Телепортация - фантастика или реальность?
Ученые вывели формулу удачи
Смех не лечит раковых больных
Приливы и отливы вызывают сейсмические колебания
Нью-Йорк и Лос-Анджелес уйдут под воду к 2015-му году
Посмотреть весь форум

  • поиск статей на сайте
Введите фразу, слово или часть слова
Темы этого номера
Ученые близки к созданию "умных" фотоаппаратов
Ученые близки к созданию "умных" фотоаппаратов Ученые близки к созданию
Ученые разрабатывают цифровые фотоаппараты нового поколения, способные стирать нежелательные элементы со снимков
Aerogenerator - ветряная турбина или произведение искусства?
Aerogenerator - ветряная турбина или произведение искусства? Aerogenerator - ветряная турбина или произведение искусства?
При словах "ветряная электростанция" вам, наверняка, приходит на ум гигантский трёхлопастный пропеллер
Истинный чёрный металл
Истинный чёрный металл Истинный чёрный металл
Американские учёные из университета Рочестера (University of Rochester) утверждают, что смогли создать истинный чёрный металл
Робот-гуманоид заменит гастарбайтеров
Робот-гуманоид заменит гастарбайтеров Робот-гуманоид заменит гастарбайтеров
Японские специалисты близки к созданию идеального работника, который не будет жаловаться на дождь
Рюкзак-самолет и сапоги-скороходы
Рюкзак-самолет и сапоги-скороходы Рюкзак-самолет и сапоги-скороходы
Пытливый человеческий ум веками решает мучительные проблемы: как бы взлететь, да повыше; и прыгнуть, да подальше
Устройство против аварий
Устройство против аварий Устройство против аварий
Японские производители разработали устройство
Новый прибор поборол рак мозга
Новый прибор поборол рак мозга Новый прибор поборол рак мозга
Специалисты из израильской компании NovoCure
Великолепная семерка
Великолепная семерка Великолепная семерка
"Великолепная семерка" - это семь радиотихих близких одиночных нейтронных звезд, открытых спутником РОСАТ
Еще одно доказательство жизни вне Земли
Еще одно доказательство жизни вне Земли Еще одно доказательство жизни вне Земли
Ученые Гарвардского Университета предположили факт наличия у планет земного типа тектонических плит
Обнаружены белые карлики с углеродной атмосферой
Обнаружены белые карлики с углеродной атмосферой Обнаружены белые карлики с углеродной атмосферой
Патрик Дюфур (Patrick Dufour), астроном из университета Аризоны в Тусоне (University of Arizona), вместе со своими коллегами из США
Раннее перерезание пуповины может повредить младенцу
Раннее перерезание пуповины может повредить младенцу Раннее перерезание пуповины может повредить младенцу
Перерезание пуповины сразу после рождения ребенка не полезно ни ему, ни матери
Дежа вю больше не загадка
Дежа вю больше не загадка Дежа вю больше не загадка
Ученые Массачусетского Технологического университета установили
Человеческий мозг плохо воспринимает жесты иностранцев
Человеческий мозг плохо воспринимает жесты иностранцев Человеческий мозг плохо воспринимает жесты иностранцев
Знакомые наблюдателю жесты, исполняемые представителем чужой культуры, вызывают слабую реакцию нервной системы
Динозавры и их предки жили в один период
Динозавры и их предки жили в один период Динозавры и их предки жили в один период
Найденные в северной части штата Нью-Мексико (США) ископаемые останки показали
Гриб высотой в 9 метров
Гриб высотой в 9 метров Гриб высотой в 9 метров
Эта загадка не давала покоя палеонтологам 150 лет. Нечто, именованное Prototaxites
Амазонка – самая длинная река
Амазонка – самая длинная река Амазонка – самая длинная река
Бразильские ученые сделали сенсационное открытие. Они нашли научные доказательства того
Отбойный молоток
Отбойный молоток Отбойный молоток
Мало кто обращает внимание на дорожных рабочих. Ну копошатся там какие-то люди в ярко-оранжевых жилетках – подумаешь
Плавающие пирамиды
Плавающие пирамиды Плавающие пирамиды
Лучше гор быть могут только пирамиды. И правда, что возможно сделать из горы? Ничего! А из пирамиды – всё

 
  • Главные темы / архив
№082текущий номер Технологии
Биоклиматическое здание
    

    

    

    

    

 
  • Человек
  • Планета Земля
  • История изобретений
  • Отбойный молотокОтбойный молоток
    Мало кто обращает внимание на дорожных рабочих. Ну копошатся там какие-то люди в ярко-оранжевых жилетках – подумаешь
  • Чёрный ящик
  • Плавающие пирамидыПлавающие пирамиды
    Лучше гор быть могут только пирамиды. И правда, что возможно сделать из горы? Ничего! А из пирамиды – всё
  • Воля случая
  • Технологии
  • Техника
  • Космос
006