Неопознанный плавающий объект

Неопознанный плавающий объект – вот то словосочетание, которое приходит на ум при виде этой жутковатой помеси. Кто-то просто провёл опыт по скрещиванию катера с самолётом, а теперь особь, возникшая в итоге этого союза, вырвалась на свободу. И кто же этот сумасшедший экспериментатор? Вы не поверите – Борман.
Неопознанный плавающий объект
Одно из самых сильных впечатлений в жизни инженера Дэвида Бормана (David L. Borman) – самолёты, разработанные по технологии несущих тел. Она была предложена в авиастроении ещё в двадцатых годах прошлого века. А в 1960-х экспериментами с ней занялось NASA; они-то и вдохновили Дэвида на создание чего-то похожего.

Особенность таких летательных аппаратов в том, что, напоминая по внешнему виду самолёты и летая так же, они, тем не менее, обходятся без крыльев. Крылья в этом случае не нужны: их функцию берёт на себя сам корпус. Его геометрия способна частично изменяться, создавая подъёмную силу и обеспечивая вокруг него необходимые изменения давления, которые заставляют совершать повороты.

X-24 — Один из летательных аппаратов NASA, сооруженный в 1968 году по технологии несущего тела. Если вы не видите крыльев – не расстраивайтесь: всё в порядке и с вами, и с самолётом. Так надо. И, кстати, это неплохо летает (фото с сайта en.wikipedia.org).
X-24 — Один из летательных аппаратов NASA, сооруженный в 1968 году по технологии несущего тела. Если вы не видите крыльев – не расстраивайтесь: всё в порядке и с вами, и с самолётом. Так надо. И, кстати, это неплохо летает (фото с сайта en.wikipedia.org).
Мечты мечтами – не так уж просто создавать такие воздушные судна самому, и Дэвид долгое время занимался чем-то более простым и доступным. Занимался, между прочим, довольно успешно и долго. Одна из самых ранних поделок – это гидроплан, сконструированный Борманом в двенадцать лет. Он не может не впечатлить. Но никаких исторических свидетельств о той конструкции до наших дней не дошло, так что двинемся дальше.

Впоследствии, однако, Борман предпочёл заниматься не всякими летательными штуками, а плавающими. С тех пор за три десятка лет он сконструировал немало интересных вещей. Среди них – самые разнообразные образцы судостроения: от несложных лодок до высококачественных гоночных парусных катамаранов.

"Морской фантом" на стадии сборки. Поначалу вместо мотора ему хотели приделать простой офисный вентилятор, который виден здесь на снимке. Но передумали – он, наверное, давал маловато "лошадей" (фото с сайта seaphantom.com).
Но всё это было не самое главное. К заветной мечте Дэвид стал ближе, когда основал компанию Maritime Flight Dynamics. Пожалуй, можно безошибочно сказать, что основная цель этой организации – создание катера, который получил название Sea Phantom – "Морской призрак".

Sea Phantom – это сплошное воплощение всяких мечтаний и объединение всего, что только можно объединить, чтобы сконструировать идеальный образец морского транспорта. В итоге получилась просто безупречная вещь.

Глядя на Sea Phantom с этого ракурса, понимаешь, что источник вдохновения, конечно же, где-то в авиации (фото с сайта seaphantom.com).
Глядя на Sea Phantom с этого ракурса, понимаешь, что источник вдохновения, конечно же, где-то в авиации (фото с сайта seaphantom.com).
Это восхитительное водное судно может справляться практически с какими угодно волнами, гоняя по ним с огромными скоростями. При этом люди внутри него защищены от воды и находятся в максимальном комфорте, какой только может быть при таком способе передвижения. Создатель Sea Phantom постарался вложить в него лучшие решения, найденные как при строительстве катеров, так и в авиационной технике…

Стоп, что-то уж сильно мы взялись его нахваливать. Давайте, что ли, глянем в конце-то концов, что же мы хвалим, какие у "Призрака" технические характеристики, из чего он собран, чего там есть интересного из прибамбасов, и как они работают.

Слева показано крыло-лыжа, обеспечивающая подъём
Слева показано крыло-лыжа, обеспечивающая подъём "Призрака" над водой. Справа – схематически изображён процесс её открытия (фото Ron Polli, иллюстрация с сайта seaphantom.com).
Эта махина длиной 10,3 метра пока что не выпускается серийно. Несмотря на это, она уже сожрала достаточно ресурсов израсходованных на её создание – порядка $1,2 миллиона и около 3 тысяч часов работы, осуществлявшейся в течение девяти лет.

Аппарат вмещает в себя до пяти человек (включая водителя). Хотя это и катер, внешне он не очень-то похож на таковой. Чёрный глянцевый окрас плюс обтекаемая форма с балансирами почему-то создаёт мрачноватое, хотя и восторженное чувство. Вообще, Sea Phantom частенько сравнивают с НЛО, погружённым в воду. В этом сравнении действительно что-то есть, но мы опять отвлеклись.

Борман и его
Борман и его "Призрак" (фото с сайта seaphantom.com).
На скорости до 56 километров в час катер довольно плавно перемещается по волнам. Однако в тот момент, когда темп движения начинает возрастать, превышая эту величину, с "Фантомом" происходит необычная трансформация: из его боковых частей-балансиров вдруг выдвигаются своего рода дополнительные узкие закрылки длиной 1,8 метра. На большой скорости вода оказывает на них довольно большое давление, поэтому катер ими, как будто лыжами, начинает опираться на воду. По мере возрастания скорости эти лыжи ещё больше открываются, поднимая судно ещё выше.

Из-за этого может показаться, что катер едва ли не летит над водой. Но, как ни удивительно, это не иллюзия: теперь о себе и вправду начинают заявлять аэродинамические закономерности.

"Морской фантом" на малой скорости. Ведёт себя практически как обычный катер (фото с сайта seaphantom.com).
Когда судно стоит на своих крыльях-лыжах, между его корпусом и водной поверхностью, разумеется, возникает пространство, в котором, само собой, находится воздух. Так как скорость велика, то он начинает оказывать существенное давление на днище катера. Из-за этого возникает подъёмная сила, которая поддерживает "Призрак" над водой. В общем, катер летит, как это ни странно. Отсюда и такая самолётоподобная форма.

Летит, но не взлетает – тяжеловат. Надо заметить, что "полётная составляющая", действующая на аппарат, достаточно велика. Благодаря ей происходит как бы уменьшение веса катера и снижается расход горючего на больших скоростях, когда лыжи выдвинуты. По утверждению Бормана и его компаньонов, в таком режиме Sea Phantom требует в пять (!) раз меньше топлива, чем обыкновенное аналогичное судно таких же габаритов.

А здесь
А здесь "Призрак" набрал скорость и вовсю эксплуатирует возникающую подъёмную силу воздуха. На этих снимках кажется, что он идёт на взлёт. Увы, рождённый плавать вряд ли сможет полететь. Впрочем, это пока бабушка надвое сказала, ведь перед нами лишь прототип, и от полнофункциональной версии можно ожидать чего угодно (фото с сайта seaphantom.com).
При этом мощность аппарата составляет 500 лошадиных сил, а максимальная скорость – 193 километра в час. Из-за этой величины сами представители компании-производителя сравнивают Sea Phantom с вертолётом. Что и отразилось в слогане, сопровождающем продукт: "Со скоростью вертолёта. По цене катера". Непонятно только — причём тут вертолёт?..

Кстати, сравнения с авиацией на этом не заканчиваются. Ведь повороты "Морской призрак" осуществляет тоже за счёт своих лыж, которые на этот раз лучше сравнить с крыльями. Но если самолёт использует для этого какие-нибудь отклоняемые консоли на крыле, то Phantom просто задвигает лыжу, с той стороны, в которую нужно свернуть. Ну, и следовательно, происходит поворот.

Пока что массовое производство "призрачного" катера не налажено, и это транспортное средство существует только в варианте прототипа. Полноценная версия значительно отличаться не должна, разве что обещает быть несколько крупнее. Ожидаемая цена полноформатного катера оценивается в $500 тысяч. Копите.

Кроме того...
Телефон с передачей звука через череп
Южнокорейская компания...
Fiat
...
Железный камень для белого человека
За бесценными частицами,...
  • Текущие обсуждения статей
Бионическая рука-протез
Телепортация - фантастика или реальность?
Ученые вывели формулу удачи
Смех не лечит раковых больных
Приливы и отливы вызывают сейсмические колебания
Нью-Йорк и Лос-Анджелес уйдут под воду к 2015-му году
Посмотреть весь форум

  • поиск статей на сайте
Введите фразу, слово или часть слова
Темы этого номера
Треугольные моря готовят инженерам спиральные достижения
Треугольные моря готовят инженерам спиральные достижения Треугольные моря готовят инженерам спиральные достижения
Поле из треугольников, смятое в кристаллическое море. Мяч с поверхностью, изрезанной щупальцами лабиринтных коридоров
Трогательная виртуальность
Трогательная виртуальность Трогательная виртуальность
Япония представила сразу два достижения робототехники и виртуальной реальности
Созданы материалы с отключаемой липкостью
Созданы материалы с отключаемой липкостью Созданы материалы с отключаемой липкостью
Исследователи института Ренселлера (Rensselaer Polytechnic Institute) заявляют о созданном ими "оптически переключаемом" материале
Заводные игрушки вернулись к детям с электроникой
Заводные игрушки вернулись к детям с электроникой Заводные игрушки вернулись к детям с электроникой
Каждый год только в США тысячи маленьких детей глотают батарейки. Может избавиться от них вовсе? От батареек, конечно
Неопознанный плавающий объект
Неопознанный плавающий объект Неопознанный плавающий объект
Неопознанный плавающий объект – вот то словосочетание, которое приходит на ум при виде этой жутковатой помеси
MyFountain - робот-бармен
MyFountain - робот-бармен MyFountain - робот-бармен
Всё началось с того, что в Штатах несколько друзей собрались попить пивка
Массаж глаз по USB
Массаж глаз по USB Массаж глаз по USB
Массаж глаз, говорят, крайне важная и нужная штука, особенно для людей, постоянно работающих за компьютером
Учёные готовятся встретить жизнь в недрах Солнца
Учёные готовятся встретить жизнь в недрах Солнца Учёные готовятся встретить жизнь в недрах Солнца
Учёные собираются найти генетический код в полярных сияниях. Учёные ищут разум в газопылевых дисках
Чудесная звезда отбросила исторический хвост
Чудесная звезда отбросила исторический хвост Чудесная звезда отбросила исторический хвост
Mira! Это латинское слово, означающее "чудесная" или "удивительная", астроном Ян Гевелий восторженно произносил много раз
Нейтронная шутка из Малой Медведицы
Нейтронная шутка из Малой Медведицы Нейтронная шутка из Малой Медведицы
Астрономы нашли, возможно, ближайшую к Земле нейтронную звезду
Звездные ядра галактик
Звездные ядра галактик Звездные ядра галактик
Огромные звездные системы, галактики, устроены по своим собственным законам
Стволовые клетки тоже стареют
Стволовые клетки тоже стареют Стволовые клетки тоже стареют
Не вызывает сомнений, что с возрастом возможности организма к восстановлению истощаются
Проблема узнавания
Проблема узнавания Проблема узнавания
Эксперименты, проведенные в Университете МайамиMiami University, показали, почему человек часто не способен различать людей
В египетском оазисе нашли древнейший отпечаток ступни
В египетском оазисе нашли древнейший отпечаток ступни В египетском оазисе нашли древнейший отпечаток ступни
Египетские археологи утверждают, что обнаружили в оазисе Сива, что на западе страны
Великое вымирание
Великое вымирание Великое вымирание
250 лет млн. лет назад на Земле случилось грандиозное вымирание биологических видов – возможно, самое масштабное из всех
Затерянный мир посреди Конго
Затерянный мир посреди Конго Затерянный мир посреди Конго
Демократическая Республика Конго подарила биологам сразу шесть новых позвоночных животных
Пчелам не сладко
Пчелам не сладко Пчелам не сладко
Слухи о губительности радиоизлучений сотовых телефонных систем оказались несколько преувеличены
Почему мы зеваем? Все дело в эмпатии
Почему мы зеваем? Все дело в эмпатии Почему мы зеваем? Все дело в эмпатии
Все начинается с пощипывания в уголках рта, которое напоминает зуд

 
  • Главные темы / архив
№082текущий номер Технологии
Биоклиматическое здание
    

    

    

    

    

 
  • Человек
  • Планета Земля
  • История изобретений
  • Чёрный ящик
  • Воля случая
  • Технологии
  • Техника
  • Космос
009