Даже если FAI не зарегистрирует рекорд Zephyr, в историю авиации этот аппарат всё равно войдет (кадр с сайта bbc.co.uk). |
В одном из недавних полётов Zephyr провёл в небе 54 часа. Это значительно больше, чем способен продержаться в воздухе какой-либо другой беспилотный самолёт. Кроме того, впервые самолёт, движимый исключительно энергией солнечного света, сумел провести в небе две ночи подряд.
Предыдущий рекордсмен по продолжительности беспилотного полёта – разведывательный турбореактивный самолёт Global Hawk, созданный компанией Northrop Grumman и активно используемый американскими военными. В одном из рейсов Global Hawk находился в воздухе 31 час 30 минут.
Увы, 54-часовой рекорд Zephyr, скорее всего, не попадёт в официальные записи, поскольку компания заранее не уведомила представителей Международной авиационной федерации (FAI) об испытании своего детища. Однако ещё об одном полёте Zephyr в FAI было сообщено заранее (хотя позднее, чем следовало бы). Он состоялся 31 августа нынешнего года, и самолёт провёл в небе 33 часа 43 минуты, что также больше рекорда Global Hawk.
Компания QinetiQ рассчитывает, что данные об этом полёте, собранные военными с американского полигона "Белые пески" (White Sands) в Нью-Мексико, где и проходили тесты британского беспилотника, помогут им в регистрации рекорда в FAI, представителя которой на испытаниях не было.
Интересно, что машина до высоты 3 километра шла под управлением оператора на Земле, а далее — полностью автономно.
Запускают немаленький Zephyr с рук, для чего нужны 3 человека (кадры с сайта bbc.co.uk). |
Zephyr — не первый самолёт, питаемый солнечной энергией. Можно вспомнить беспилотник Helios, совместный проект компании AeroVironment и NASA. Этот аппарат также был способен продержаться ночь на накопленной предыдущим днём энергии, но его рекордам помешала авария: Helios разбился в 2003 году.
Кроме того, говоря о солнечных самолётах нельзя не упомянуть проект-долгострой: аппарат Solar Impulse, создаваемый Швейцарским федеральным технологическим институтом (EPFL) и известным путешественником Бертраном Пиккаром (Bertrand Piccard).
Постройка этой машины несколько затягивается, но поставленная перед ней цель непроста. Solar Impulse также будет летать исключительно на энергии света, а ночью на накопленном за предыдущий день электричестве, но при этом он является пилотируемым аппаратом, на котором человек (вероятно, это будет сам Пиккар), предположительно, сможет облететь вокруг Земли с четырьмя промежуточными посадками и соответственно — пятью перелётами продолжительностью в 4-5 дней каждый.
Хотя на самолёте вокруг света без посадки и даже дозаправки уже летали (и не один раз). Но впервые подобный полёт будет выполнен без какого-либо топлива, только за счёт энергии Солнца.
Solar Impulse должен взлететь в 2010 году.
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Тест, который вас удивит
Этот тест вас удивит! Ненужно ни бумаги, ни карандаша, ни...
236 причин не получить удовольствие
Половая жизнь без любви...
Изобретение вилки
Вилка, пожалуй, самая загадочная из всех столовых приборов. Одни говорят, что...