Залив Сан-Франциско. Район, где проживает почти 7 миллионов человек. Ничего не кажется странным? Нет, это не авария энергосети и не акция по экономии электричества. На этой компьютерной картинке показан вид ночного города, каким он может стать, если примет концепцию "Лунно-резонансного уличного освещения" (иллюстрация Civil Twilight). Слева, как этот же самый район выглядит при полном уличном освещении (иллюстрация Civil Twilight). |
Мысль о плавном регулировании яркости городских фонарей в зависимости от освещения природного, сама по себе, не нова. В примитивном виде — это более раннее или более позднее включение/выключение освещения в зависимости от времени года.
Куда интереснее, если система гибкая и позволяет оперативно менять яркость фонарей в неких пределах, по мере того как меняется яркость неба или в зависимости от каких-то иных условий.
Но авторы проекта "Лунно-резонансное уличное освещение" (Lunar-resonant streetlights) довели эту идею до совершенства.
Основная идея проекта: пропорция между лунным и электрическим освещением плавно меняется по мере прохождения лунного цикла, в сумме давая примерно одну и ту же освещённость улиц (иллюстрации Civil Twilight). |
А отсюда один шаг к главной мысли проекта: автоматика должна плавно менять яркость фонарей синхронно с лунными фазами.
Схема, которую они придумали, в общем-то, проста, но она могла бы сэкономить от 80% до 95% энергии, необходимой для уличного освещения. А на обычные городские фонари уходит почти 40% электричества, расходуемого на освещение в Штатах, сообщают авторы системы.
Разумеется, чтобы гарантировать более-менее нормальное освещение улиц, Lunar-resonant streetlights должно реагировать не только на фазы Луны (и также – сдвигающееся время её восхода каждую ночь), но и на изменение погоды. Облачность (а значит, и снижение освещённости) вызывала бы локальный рост яркости фонарей, и эти сиюминутные колебания накладывались бы на общий "лунный" график работы системы.
Вверху: устройство фонаря Lunar-resonant streetlights. 1 — датчик внешней освещённости, 2 — диммер (регулятор яркости), 3 — кластер светодиодов. Внизу: реакция системы на восход луны и временную облачность (по горизонтали отмечена выходная мощность фонарей от 0 до 1, по вертикали — время). 1 — закат Солнца, 2 — восход Луны, 3 — облачность, 4 — восход Солнца (иллюстрации Civil Twilight). |
Внутри фонаря должна разместиться простая схема, регулирующая его яркость в зависимости от лунного календаря, а также с "оглядкой" на естественную освещённость улиц, для чего в верхней части корпуса должен стоять очень чувствительный фотодатчик, обращённый к небу.
Интересно, что внедрение Lunar-resonant streetlights в городах сделает их более похожими на сельские районы. Ночью при полной Луне здесь возникнет непривычная для горожан, в чём-то романтическая атмосфера, с глубокими тенями и залитыми лунным светом открытыми пространствами.
Тут пора познакомиться с авторами "лунного резонанса". Это Антон Уиллис (Anton Willis, главный инициатор всей затеи), Кейт Лидон (Kate Lydon) и Кристина Сили (Christina Seely).
Один и тот же участок улицы при полной Луне и "старом" месяце в случае работы системы Lunar-resonant streetlights (иллюстрации Civil Twilight). |
Лидон и Сили, коллеги Антона по Civil Twilight, росли в Беркли (Berkeley), городе также зелёном и "растворённом" в природе. "Вы не можете вырасти здесь без понимания земли, воды и света из-за потрясающей красоты залива и заката, — говорит Сили, — вы будете всегда связаны ритмами природы даже в большом городе".
Вот друзья и решили, что горожанам, чтобы быть чуть ближе к природе, просто необходимо видеть звёзды. Ведь ночью в мегаполисе, залитом светом, вы в лучшем случае увидите лишь несколько самых ярких звёзд. Да и не только глубокой ночью новая система могла бы добавить горожанам впечатлений. Утренняя и вечерняя заря также очень красивы.
Кстати, название группы дизайнеров говорящее: "Гражданские сумерки" — это период, когда Солнце находится под горизонтом под углом меньше 6 градусов. В городе едва ли можно почувствовать их прелесть, особенно вечером. На фоне загодя включённого (или ещё не выключенного) освещения улиц мягкий свет неба после заката (или перед восходом) теряется и выглядит не так, как в деревне. Те, кто провожал Солнце (или встречал его) далеко от мегаполиса, вспомнят очарование этого момента. Почему бы не перенести его в город?
Notice: Undefined variable: 30263.866952223 in /var/www/www-root/data/www/374.ru/tpl_text/text_picture.php on line 81
Авторы лунного освещения: Кейт Лидон, Антон Уиллис и Кристина Сили на фоне уличных фонарей. Обычных (фото Amy MacWilliamson). |
Безопасность в разных смыслах также остаётся спорным моментом всей затеи. Любой автомобилист скажет, что гнать авто куда надёжнее под ярким уличным освещением, нежели при свете фар. Что до преступности, тут вопрос открытый. Кажется, сегодня грабители, нападающие исключительно там, где темно, – остались лишь в кино и книгах.
Но при всех спорных моментах идея Lunar-resonant streetlights заслуживает внимания. Во всяком случае там, где значительную часть года небо ясное и можно получить наибольшую выгоду от света Луны. Неудивительно, что в нынешнем году проект Уиллиса, Лидон и Сили победил в конкурсе Metropolis Next Generation, темой которого (она меняется год от года) было "Энергия, её экономия, альтернативные виды источников".
Луна, чем не альтернатива?
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Каменные "летающие тарелки" в Китае
В Китае нашли загадочные...
Во Вселенной обнаружена гигантская, ничем не заполненная область
Астрономы Университета...
В Японии найдены разноцветные кузнечики одного вида
Занимаясь подстриганием...