Паропанк прошлого
Паровые самолёты. Как известно, паровой двигатель обладает низким КПД, поэтому габариты действительно мощных устройств были внушительными. Идея создания парового двигателя для самолёта, похоже, обречена на провал изначально, однако проекты таких летательных аппаратов существовали, а некоторым моделям даже удалось подняться в воздух.
Паровые часы. Часы, работающие от парового двигателя, несомненно, очень стимпанковская вещица. Умелец по имени Рэймонд Сондерс установил такие механизмы в Японии, Америке и нескольких канадских городах. В XIX в. паровые часы, по-видимому, тоже строили, но до наших дней дошли свидетельства лишь об одном экземпляре. Его соорудил инженер Джон Иншо для демонстрации широких возможностей применения паровых машин.
Электрический карандаш. Томас Эдисон большинству из нас известен как изобретатель лампочки накаливания и фонографа. Но плодом его фантазии является также и электрический карандаш с мотором, питающийся от двух батарей. Чернил в нём не было, и работал он примерно как швейная машинка, пробивая очень мелкие отверстия в бумаге. Затем бумагу покрывали краской с тыльной стороны, которая просачивалась через эти отверстия. Зачем столько мучений, непонятно, но зато как интересно.
Ноутбук. Ноутбуков в Викторианскую эпоху не было. Была, разве что, машина Бэббиджа, а её никак не назовёшь "портативной". Но разве историческая правда способна остановить моддеров? Паропанковский ноутбук на фотографии смастерил один японский умелец. Это не серийный образец, а, скорее, произведение искусства. Набор текста осуществляется посредством механических клавиш печатной машинки, корпус выполнен из дерева и меди, а кнопкой трекбола так и тянет начать отстукивать "морзянку".
Паровой робот. Следующий экземпляр в нашей программе -тоже японец. Невероятно шумный паровой японец на двух ногах. Это действительноробот, и он действительно оборудован паровым двигателем. Всё очень серьёзно: бойлер, камера сгорания, механизм и две трубы.
Компьютерные игры. Самой известной компьютерной игрой в жанре "паропанк", вероятно, является Arcanum: Of Steamworks And Magic Obscura. В этой RPG есть гномы, орки, эльфы... овладевшие не только волшебством, но и механикой. Маги, разумеется, технику не выносят, зато инженеры - на стороне индустриализации. Между прочим, игру делали авторы культового Fallout.
Помимо Arcanum, элементы паропанка встречались и в других компьютерных играх (преимущественно RPG). Вархаммеровские гномы и скэйвены и обитатели World of Warcraft не гнушаются дирижаблями, паровыми танками и инженерными гаджетами. Впрочем, можно вспомнить и классический Myst, действие которого происходит на островах, напичканных характерными "паропанковскими" приспособлениями. Ах, да, конечно же, ещё все три части игры Thief и Transarctica от Silmarills.
Литература. Основополагающим произведением жанра "паропанк" стал роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга "Разностная машина". Действие разворачивается в альтернативной Великобритании XX века, где в 1831 году победила антифеодальная революция, а разностная машина Бэббиджа используется повсеместно и постепенно превращается в гигантский механический суперкомпьютер.
Из свежих произведений, использующих элементы этого жанра, обязательно стоит упомянуть "Тёмные начала" Филиппа Пулмана - поразительную трилогию с очень глубокой проработкой атмосферы повествования.
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Беспроводные сети: что вы о них знаете?
Они окружают нас повсюду,...
Через сто лет Земля опустеет
Ученые не жалеют красок, расписывая ужасные последствия...
Достижения техники безопасности делают человека уязвимым
Подушки безопасности,...