Гостиница «Балкария» на поляне Азау построена на лавиноопасном участке, и хозяева вынуждены были соорудить стену, защищающую здание от небольших лавин. Крупная лавина может уничтожить здание с его обитателями — и эта опасность типичная для большинства туристических объектов — «новоделов» в Приэльбрусье. Фото автора. |
В этом момент появляется страж порядка, который начинает вымогать паспорта и грозить всеми карами небесными. На резонные замечания, что вот же пепельница стоит и нигде объявлений нет, страж реагирует, что его не волнует и налицо административное нарушение, грозящее штрафом в пятьсот рублей и протоколом, каковые на деле оборачиваются взяткой в размере ста рублей. Граждане, будьте бдительны.
На выезде из аэропорта разомлевшие от жары коллеги вымогателей в погонах просят предъявить паспорта — смотрят выборочно, через двух-трех. Еще дальше, на блок-посту в городе Тырныаузе, наш водитель дает такому же бойцу денег. « — Зачем? — Да просто так, чтобы не привязывались». Становится понятно, как Басаев доехал до Буденновска — причем обошлось ему это явно недорого.
Спрашиваю Аслана, нашего оператора из Северной Осетии: «А легко въехать-выехать в Чечню?» — «Да никаких проблем» — «Проверяют на границе?» — «Да так, не очень...». Впрочем, близость к бывшей мятежной республике ничем не бросается в глаза. Ну разве что все встреченные на дорогах «силовики» вооружены посерьезней, чем стандартные ППС и ГИБДД в Питере и Москве. Да попадающиеся в поселках по дороге плакаты «Кабардино-Балкария — навеки с Россией» — как прививка от регионального сепаратизма...
Два часа дороги под местный шансон, и наш видавший многие виды автобус въезжает на поляну Азау — самое подножие Эльбруса. По дороге поражает название придорожного бара — «Бавария», и совершенно обнаглевшие коровы, гуляющие прямо по трассе. Выдержке местных водителей можно только позавидовать.
Впечатление, что Приэльбрусье — это дикий край, где водятся только горные бараны и альпинисты, оказывается ложным. Сотовая связь наличествует везде. На полянах Азау и Чегет построено много гостиниц и турбаз, причем зачастую методом самозахвата земель: национальный парк «Приэльбрусье», основанный в конце 1980-х годов, после ужасов 1990-х просто не в состоянии справиться со стихийными бизнесами местного населения. Причем во многих этих гостиницах останавливаться просто опасно: замечательная гостиница «Балкария», например, построена на месте, где практически каждый год сходят лавины.
Ратрак готовит трассу для лыжников: специальная фреза срезает снежную корку, снег затем перемешивается, а его поверхность разглаживается. Благодаря большой масса устройства снег на трассе получается хорошо утрамбованным. Фото автора. |
Та же самая ситуация наблюдается на поляне Чегет, знаменитом еще в советские времена месте горнолыжных трасс. Местоположение гостиницы «Чегет», построенной еще при СССР, выбрано с учетом лавинной опасности. Но архитекторы могли бы и не волноваться по этому поводу: «новострой» конца XX — начала XXI века надежно защищает гостиницу от больших лавин, которые могут пропахать всю поляну. «Чегет» не пострадает, а вот у обитателей «Эдельвейса» шансов выжить будет немного.
На фоне всего этого уже просто курьезом кажется история, как несколько лет назад в поселке Нейтрино было снесено лавиной... здание МЧС.
Вообще проблема варварского освоения Приэльбрусья — одна из самых проблемных экологических вопросов в Кабардино-Балкарии. Прекрасно понимая, что туризм может быть одним из основных источников доходов республики, новым руководством республики разработана программа развития до 2022 года, где особое место уделено Приэльбрусью.
В республике очень надеются, что Приэльбрусье станет запасным местом для проведения зимней Олимпиады-2014, между Сочи и Приэльбрусьем будет построена прямая федеральная трасса, большая часть которой будет проходить через горные туннели, которые еще предстоит пробить. Деньги будут выделены из федерального бюджета. Пока же на самом Эльбрусе экологическая обстановка оставляет желать лучшего.
Кстати, в республике не зря надеются на то, что Эльбрус может стать запасным аэродромом Олимпиады. Учитывая темпы глобального потепления, к 2014 году может остро встать проблема наличия снега на горных склонах Сочи. На Эльбрусе же ледники еще точно останутся. Вообще с середины XIX века, когда были начаты систематические наблюдения за ледниками, выяснилось, что средняя скорость таяния — 25 метров в год. По данным для XX века — 16 метров в год (в среднем).
Notice: Undefined variable: 18188.902300228 in /var/www/www-root/data/www/374.ru/tpl_text/text_picture.php on line 81
Базу «Гарабаши» (Черная голова) на высоте 3700 м называют «Бочки» за своеобразную форму отапливаемых электрообогревателями домиков на пятерых спортсменов каждый. Кроме десяти «бочек» на базе еще две отдельностоящих кухни. Фото автора. |
Если современный климат будет повторять сценарий климатического оптимума, то здесь, на широте Кавказа, мы столкнемся с тем, что не будет наблюдаться особых климатических изменений, а даже станет прохладнее современности. Исследования Росгидромета показали, что в регионе Кавказа и Черноморского побережья за последнее столетие наблюдается тенденция отрицательных трендов температуры воздуха», — рассказывает заведующий научно-учебной базой геофака МГУ Александр Олейников.
Что нужно сделать, чтобы совершить восхождение на Эльбрус? Несмотря на то, что высочайшая вершина Европы (5642 м) считается весьма легкой в техническом плане, неподготовленному человеку лезть на вершину крайне не рекомендуется. «За полгода до восхождения надо начать тренироваться. Ежедневно бегать — начав с километра, довести к концу тренировок дистанцию до пяти километров в день. Если вы курите — бросить», — рассказывает Наталья Володичева.
По приезду в горы необходимо несколько дней пожить на уровне долины Азау (2600 м), акклиматизироваться. При этом каждый день нужно совершать длительные пешие прогулки по горам и альпийским лугам. Непременно — с тяжелым рюкзаком. И действительно, десять метров вверх на равнине и то же расстояние в горах — это разные десять метров. Недостаток воздуха ощущается.
Затем следует подняться на высоту 3500–4000 метров, пожить день-два там, опять же, занимаясь тренировками. Вообще подъем на Эльбрус состоит из следующих этапов: фуникулер до станции «Старый кругозор» — 3000 метров, потом — фуникулер до станции «Мир» — 3500 метров. Далее — канатная дорога до самой верхней базы — 3700 метров. На этой базе есть так называемые «бочки», где нужно провести минимум день перед восхождением на сам Эльбрус.
Отсюда можно идти либо пешком по ледниковому плато, с остановкой на «Приюте одиннадцати» (убежище выше по склону, около 4000 м), либо с остановкой в седловине, где также есть приют, где можно переночевать. Еще по пути можно укрыться от непогоды или лавины на скалах Пастухова. Пастухов — топограф, исследователь Приэльбрусья, поднялся на Эльбрус и составил топографическую карту этих мест в 1890 году.
Notice: Undefined variable: 18222.406092008 in /var/www/www-root/data/www/374.ru/tpl_text/text_picture.php on line 81
«Въехать» на Эльбрус можно только на «специальной» модели мотоцикла. Во-первых, его вес не должен превышать 100 кг. Во-вторых, мотоцикл обязательно должен быть полноприводным. Фото автора. |
До самой седловины от «бочек» можно доехать на ратраках — специальных машинах, основной задачей которых является выравнивание горных снежных склонов для лыжников и сноубордистов. Стоит это удовольствие в районе 150–200 долларов. Но это для неподготовленных новичков, настоящие альпинисты идут пешком.
С седловины можно подняться на западную или восточную вершину. Из кратера восточной вершины (а Эльбрус — это спящий вулкан) выделяются фумаролы — вулканические газы. Они могут представлять серьезную опасность при восхождении. Вообще в горах ни в коем случае нельзя забывать, что даже если вы — тренированный человек, идете с надежным инструктором, ко всему, казалось бы, готовы — шанс нарваться на серьезные неприятности, вплоть до летального исхода, есть всегда. На Эльбрусе погибали и опытные альпинисты. Горы коварны и опасны.
Впрочем, настоящим смельчакам все нипочем. На станции «Мир» мы встретили ребят, которые совершали восхождение на горных мотоциклах. Планировали дойти до вершины. Очень тяжелый поход, они уже второй раз покоряют «Шат-гору». На то, чтобы привести своих полноприводных монстров в нужное для подъема состояние, у них уходит около двух лет. «Люди доходят на вершину, любуются видами, а мы доезжаем и падаем от усталости», — в шутку жалуются они. Действительно, очень тяжелый вид спорта.
Отдельно несколько слов следует сказать о жизни местного населения. Кабардино-Балкария — традиционно аграрный регион, уровень жизни здесь низкий, как и в большинстве республик Северного Кавказа.
В горной балкарской деревне Тегенекли, где нам удалось пообщаться с местными жителями, в большинстве это люди преклонного возраста. Молодежь неохотно остается в деревне, уезжает в города — там можно легче и больше заработать. Старики жалуются, что совсем мало стали рожать детей — раньше нормой были семьи в 9–12 человек, а сейчас три ребенка в семье уже считается много. Что ж, в этом смысле Кабардино-Балкария ничем не отличается от других аграрных районов мира. Общая тенденция к урбанизации и сокращению рождаемости налицо и здесь.
автор: Павел Житнюк
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Вселенские волокна удержали первые звёзды тёплой материей
Ну не забавно ли это? Мы...
Учёные приближаются к разгадке рецепта вечной молодости
Украинские ученые...
Разработана бумага, способная удерживать электричество
В политехническом...