Мысль о том, что ранние общины превратились из матриархальных в патриархальные (когда статус мужчин стал считаться выше женского и наследование велось уже по мужской линии) именно тогда, когда люди завели рогатый скот, появилась с самого начала современных антропологических исследований в девятнадцатом столетии. Однако тогда никто не был способен убедительно продемонстрировать эту причинно-следственную связь.
Теперь это сделано благодаря изучению лингвистического эволюционного древа (карта расхождения языков от общей отправной точки, отстоящей от нашего времени приблизительно на 3 тысячи лет) 68 африканских языков банту (группа бенуэ-конголезских языков, наиболее распространенные - суахили, кикуйю, рунди (кирунди), лингала, луба, луганда, коса, зулу, кимбунду, шона, свази, тсонга). Установлена четкая корреляция между началом приобретения стад носителями того или иного наречия и типом общества, в котором они жили.
Банту - это группа народов в Центральной и Южной Африке (крупнейшие - руанда, макуа, шона, конго, малави, рунди, зулу, коса), носители языков банту. Всего банту около 200 млн человек (1992). Широко расселились (с I тысячелетия до н.э. до XIX века), ассимилируя коренное население (пигмеев, носителей койсанских языков).
Исследовательницы использовали математическую модель, развитую Марком Пейджелом (Mark Pagel), биологом-эволюционистом из британского Университета Рединга (University of Reading) и "по совместительству" являющимся супругом Рут Мас. Модель позволяет находить "максимальную вероятность" разных исторических сценариев. За счет этого были выявлены некие процессы, происходившие в отдаленные дни, но нашедшие отражение в современных языках. "На ранней стадии развития эти племена были большей частью матриархальными, не то, что сейчас, - заявила Холден. - Но когда они завели рогатый скот, то стали патриархальными".
Знаменательно, что черты этих связанных между собой культур имели тенденцию передаваться от поколения к поколению тем же самым способом, что и генетические изменения. Холден объясняет непосредственную причину того, что приобретение рогатого скота приводило к доминированию в обществе мужчин (или по крайней мере "смешанному наследованию") тем, что все это тесно связано с системой "богатство невесты" ("bridewealth").
Эта такая традиция банту, живущих в районе экваториальной Африки: жених дает за невесту выкуп семье невесты - тот же рогатый скот. "Если мужчина получил в наследство много рогатого скота, он может иметь много жен. Поэтому если вы являетесь владельцем крупного стада, имеет смысл передать его в наследство сыновьям, а не дочерям", - говорит она.
Фундаментальная причина для такого решения состоит в том, что богатый (и поэтому более привлекательный с точки зрения женитьбы) сын, вероятно, будет иметь больше детей, чем дочь, потому что в то время как женщина должна еще выносить каждого ребенка, мужчине достаточно только оплодотворить женщину...
Не совсем, правда, понятно, почему во всех этих процессах ключевую роль играет именно рогатый скот. Тем более, что известны общества (например, в Мезоамерике), где разведение крупного рогатого скота по тем или иным причинам было невозможно или нецелесообразно, а результат получился тем же - матриархат исчез.
Холден, впрочем, уточняет, что само по себе приобретение богатства может быть общей причиной того, что мужчины пришли к власти: "Если вы имеете ценные ресурсы, то они, вероятно, рано или поздно будут монополизированы мужчинами, потому что мужчины могут использовать их для приобретения большего количества жен или наложниц".
Другой фактор, который, по словам Холден, может оказаться не менее важным, - это совершение набегов с целью похищения все того же крупного рогатого скота: мужчины в этом случае могут более эффективно защищаться от мародеров.
автор: Максим Борисов
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Мост, длинной десятки километров
Эта грандиозная...
Инакомыслие как двигатель прогресса
Лженаучные теории...
L
...